Skoda Fabia Combi: Прага-Берлин-Прага на одном баке

mini

Путешествия по Европе для россиян – радость, ведь, как говорится, Европа крошечная, и всё в ней «за углом». У желающих увидеть как можно больше всего за непродолжительный отпуск есть возможность арендовать авто в Европе: в любой из стран ЕС и в любом из крупных городов есть как собственный прокат машин, так и возможность арендовать транспортное средство через агрегатор вроде EuroCar.

Но, само собой, любого туриста будут одолевать вопросы: что нужно, чтобы взять машину напрокат за рубежом, какие требования и условия, сколько стоит прокат машины в Европе, да и попросту как арендовать машину за границей? И мы вас понимаем: не каждый день берешь в аренду кабриолет и едешь в Лас-Вегас освещать гонку «Минт 400»… Впрочем, мы увлеклись.

Как взять машину напрокат в Праге и не облажаться

Довольно странно читать такое руководство от нашей редакции, принимая во внимание то обстоятельство, что мы… облажались. Да, и мы это признаём. О том, как это случилось, расскажем далее.

Всего в распоряжении команды «Лучшее о моторах» шесть дней в Чехии, однако шенгенская виза позволяла разнообразить европейское пребывание одной из соседних стран. Словакия отпала сразу, так как мнения пользователей интернета в целом схожие: смотреть в Братиславе нечего (без обид, братья-словаки). Австрия красива, но далека, а у нас отсутствовала уверенность, что прокатный авто не разорит нас, принимая во внимание саму стоимость аренды плюс цены на бензин в Европе.

Поэтому выбор пал на Германию, большую, красивую и заманчивую для любителей автомобилей, колбасок и истории Европы. Но возвращаемся к предмету разговора, для поездки необходим транспорт, и мы забронировали его заранее в одной из крупных прокатных компаний, ориентированных на туристов со всего мира, что и было нашей ошибкой.

Ваучер на забронированный автомобиль перед отъездом выглядел таким образом: забронирован Volkswagen Polo, к слову, хэтчбэк-версия, так как седаны в Европе не продаются и в принципе отсутствуют, как класс, стоимость его двухдневной аренды, а именно на такой срок мы спланировали поездку в Германию, составила 68 евро.

bez-reklamy

В восемь часов, зябким пражским утром у железнодорожного вокзала мы получали наш авто. Ваучер на скриншоте не представлен полностью (не вошло длинное пользовательское руководство мелким шрифтом), вспомним ключевые моменты:

  • Кредитная карта у основного водителя для внесения залога
  • Стандартные и международные водительские права
  • Ваучер в распечатанном виде

Сразу оговоримся, что машину мы арендовали несмотря даже на то, что у нас не выполнен ни один из пунктов. Происходило это следующим образом: кредитку всё же предоставили, но пришлось сделать основным водителем другого человека, нежели указан в ваучере. Международные права нужны лишь в том случае, если у вас водительское удостоверение старого образца, то, которое оранжевого цвета. Новое ВУ, розовая карточка, содержит все необходимые данные для езды за рубежом.

Ваучер мы также просто открыли с экрана телефона, и проблем не возникло. Немаловажно: кредитная карта основного водителя нужна для внесения залога.

Залог при аренде транспортного средства в Праге составил для нас 20 000 чешских крон. Курс кроны – 2,5 рубля на тот момент, иначе говоря, залог за класс Polo Hatchback составил 50 000 рублей.

Залог взимается с кредитной карты, после чего возвращается в течение 30 рабочих дней. На момент написания материала, 12 января, залог, заплаченный 27 декабря, всё ещё не возвращён. Указываем, чтобы предупредить вас о возможных последствиях такой траты с кредитной карты.

Сумма в ваучере за двое суток, напоминаем, 68 евро. На деле всё случилось иначе. Машина предоставлен нужного класса, но другой модели, Skoda Fabia Combi, симпатичный универсал 2016 года выпуска, бежевого цвета. Первая наценка — за пересечение границы, в ваучере о ней ничего не говорилось, но мы озвучили сотруднику компании наше намерение отправиться в Германию, и заплатили 35 евро сверху за пересечение границы. Так как порулить хотелось обоим, за дополнительного водителя (extra driver) пришлось заплатить ещё 36 евро. Ещё около 10 евро мы заплатили за расширенную страховку, чтобы в случае чего с нас не было спроса. Конечная сумма приблизилась к 150 евро.

shkoda

Странность заключается ещё и в том, что с нас не взяли обязательную доплату за зимнюю резину, которая составляет порядка 35 евро и приходится на зимний период с 1 ноября. Возможно, машину просто предоставили на летних колёсах. Тем лучше для нас с расширенной страховкой.

Подбивая итоги, если вы берёте в Чехии напрокат автомобиль Polo-класса (так мы обозначим машины класса EDMR по ваучеру), вас нужно помнить о следующем:

  • Залог оставляется строго с кредитной картой. Без кредитки вам не дадут машину напрокат
  • Пересечение границы, зимняя резина, расширенная страховка, дополнительный водитель – если вы берёте автомобиль через агрегатор прокатных компаний, вам придётся доплатить за всё. Начальный ценник может вырасти втрое и более
  • Залог может возвращаться на кредитку в течение месяца, а то и более. Учитывайте это
  • Стоимость бензина в Европе очень высокая. В Чехии литр АИ-95 стоит 30.90 крон на декабрь 2017 года, что составляет порядка 75 рублей. В Германии АИ-95 стоит 1.20 евро, что составляет порядка 100 рублей.
  • Транспортное средство, как правило, получаете и возвращаете с полным баком. Закладывайте расходы, которые понесёте при сдаче автомобиля.
  • В Европе множество платных дорог. В некоторых странах, например, Франции, участки платных дорог могут идти подряд. На один длительный переезд в несколько тысяч километров (например, если вы решили пересечь Европу), на одни только платные дороги может уйти более 100 евро. В Германии платных дорог нет.

Уже в восемь с небольшим мы выехали сперва на пражские улицы, а спустя полчаса покинули столицу Чехии и направились в сторону Германии.

Шкода Фабия – потеря российского рынка?

Когда мы провели с нашим универсалом Fabia достаточно времени, чтобы считать знакомство состоявшимся, пришло понимание, что машина действительно очень достойная, что в Европе в принципе иной подход к комплектациям и качеству автомобилей, и что последнее поколение «Шкоды Фабии», которое не доехало до России, могло задать тон в классе.

Мы все знаем, как выглядят последние «Шкоды» — внешне это не то Volkswagen, не то Audi, единым словом, что-то из мира VAG, к которому чешская марка и относится. Свежая Skoda Fabia в версии хэтчбэк больше всего походит на Audi A1, а в версии универсал… на вытянутую A1. Почему-то с A3 её сравнивать сложно, скорее всего, из-за множества рубленных линий. Выглядит она не то, чтобы приятно, а даже круто, на такой машине хочется и прокатиться, и перед друзьями порисоваться. Если на сегодня Rapid беден внутри, да и в целом копирует своего брата – Polo-седан, а Octavia и вовсе с текущим курсом перебралась в разряд чуть ли не роскоши, то Fabia стала бы идеальным промежуточным решением на российском рынке. Но нет, не стала.

Комплектацию доставшегося нам авто сложно было бы представить себе в России. При оснащении механической коробкой передач, а к слову, АКПП европейцы почти не пользуются, наша Fabia Combi имела и запуск двигателя с кнопки, и систему Start-stop, которая глушит двигатель в пробке, и круиз контроль, который, правда, почему-то не работал, и отменную мультимедиа-систему, и даже, не побоимся этих слов, очень пристойный звук.

shkoda1

Автомобиль с 58 тысячами пробега ощущается, как новый, но тому много причин, и здесь в основе не заслуги компании Skoda Auto, а больше компании проката, которая содержит свои машины в порядке, и европейских условий и дорог. Здесь нет реагентов, нет постоянной влаги и металл не «устаёт». Если уж на то пошло, сами европейцы передвигаются преимущественно на 15-20 летних автомобилях, которые выглядят очень уверенно для своих лет. А всё дороги и климат.

Пока мы двигались в городской черте, расход неспешно шёл от почти 10 литров на 100 километров к отметке в 6,8-7 литров. Показалось было, что так и будет на трассе, однако при постоянном движении на пятой передаче расход удалось снизить до 5.5 литров. С этим показателем мы и двигались в Германии и далее по ее территории.

Мотор в нашей Skoda Fabia стандартный, любимый россиянами объём 1.6 литра, выдающий 105 лошадиных сил, тот, который по российским городским пробкам и по зиме любит «подъедать» по 10 литров и более. Но стоит учитывать, что в Европе бензин исключительно АИ-95, и он, вполне вероятно, превосходит продающееся в России топливо по качеству.

doroga

К слову, на чешском сайте Skoda-auto конфигурировать аналогичную «Фабию» уже не получится, зато получится оснастить её дизельным мотором 1.4 литра, который, принимая во внимание цены на бензин, не может не быть самым распространённым в Европе агрегатом.

Напичкав Skoda Fabia Combi всевозможными опциями, получим цену чуть больше полмиллиона крон, читай, 1,25 миллиона рублей. В то время как в базе такая машина будет стоить в Чехии порядка 700 тысяч рублей.

konfig

Пока я был увлечён вождением на нашем пути в Германию, мой коллега не только имел предостаточно времени фотографировать пейзажи за окном, но и формировал мнение о машине с точки зрения пассажира, да и автомобилиста в целом.

— Ты тоже заметил, что нет никаких скрипов? Пробега почти 60 тысяч, она не скрипит вообще нигде, никак – удивлённо говорил он, придавливая рукой панель.

И машина действительно не издавала посторонних звуков. Сказывалось, конечно, и идеально ровное дорожное полотно, и то, что за автомобилем ухаживают, но ведь и пластик в салоне не из дешёвых. Здесь реверансы как сервису проката, так и компании Skoda-Auto, которая умеет собирать качественные салоны, и это видно.

Любовь европейцев к универсалам тоже оправдана, ведь за сопоставимую сумму, что вы отдали бы за седан или хэтчбэк, вы получаете больше автомобиля. Кроме того, европейское население не настолько урбанизировано, и многие люди живут в деревнях и передвигаются между населёнными пунктами, нередко с грузом. Практичность – вот что можно сказать о выборе автомобиля типичным среднестатистическим европейцем.

Лично нам бы хотелось видеть не только больше универсалов на российских дорогах, но и новую Skoda Fabia, в том числе в версии Combi, на российском рынке.

Прага-Берлин-Прага с остановкой в Дрездене

Раскрываем карты охотно и сразу, и презентуем маршрут в заголовке этой главы. Данный выбор был обусловлен беспокойством о расходах на бензин: оставлять целое состояние не хотелось, и мы выбрали Берлин, чтобы в случае большого расхода можно было доехать до Дрездена, прогуляться и поехать обратно в Прагу.

Уже выехав из чешской столицы и увидел 5.5 литра на сотню на дисплее бортового компьютера мы поняли, что визита в Берлин не избежать. Ограничение скорости на чешских автострадах – 130 километров в час, и оно строгое. Автомобили в потоке крайне редко едут быстрее дозволенного, штраф за превышение до 19 километров в час как в городской черте, так и за её пределами, составляет 1000 крон. От 30 до 39 километров в час за городом – 2500 крон, и так далее. При этом для камер нет такой погрешности в 10 км/ч, плюс такой же погрешности для автомобиля, что позволяет россиянам превышать на 19 километров и не беспокоиться ни о чём – здесь погрешность всего 3 километра в час.

znak
Допустимая скорость в тоннеле — 80 километров в час

Чехия отличается мягким климатом и плодородными полями – как и почти во всей Европе, здесь возделывается очень много земли, а легкий снежок лежал лишь в районе гор, где пролегает граница Чехии и Германии. Также невооруженным глазом видно, что Чехия остаётся одной из стран с сильной промышленностью – множество заводов и фабрик хорошо видно с автомагистрали. Впрочем, часть крупных предприятий имеют на зданиях и заводских трубах логотипы немецких компаний, что означает вынос немцами части промышленности за пределы страны.

zavod

О пересечении границы сообщает лишь скромная табличка по правой стороне дороги, на которой изображён чёрный орёл и написано «Добро пожаловать в Германию». Само собой, написано на немецком.

Восточная Германия встречает бетонными дорогами Гитлера – хотя полотно с тех времён очевидным образом латалось и перестилалось не раз и не два, наличие бетонных плит ощущается, стыки звонко отстукивают в колёса.

В Германии присутствует знак «отмена всех ограничений», который на автобанах снимает любые ограничения, в том числе по скорости. Рекомендуемой скоростью остаётся 130 километров в час, но если вы будете ехать быстрее, вы не получите штраф.

На одном из участков мы разогнали Skoda Fabia Combi до заявленной максимальной скорости – 180 километров в час, но при этом так и не смогли догнать старенькую Audi A4, которая уверенно уходила от нас в левой полосе.

Что касается штрафов, строго караются обгоны справа и «моргания» дальним светом сзади. Если вы будете плестись в левом ряду, немцы покорно выстроятся за вами, но не подадут вам сигнала и не станут обгонять по правой полосе – штрафы за такие проступки могут достигать 1000 евро и более.

Дрезден

Хмурый и пасмурный Дрезден показался чрезвычайно не туристическим городом. Про него не будет полноценной главы хотя бы потому, что мы провели в городе порядка двух часов, гуляя по центру и созерцая местные достопримечательности. Пара соборов и подъём на башню для панорамного вида, вот, пожалуй, и всё наше пребывание в этом немецком городе.

С точки зрения историчности Дрезден предлагает туристам не слишком многое, и виной тому по большей части разрушение города в ходе Второй мировой войны. Союзники проводили масштабные бомбардировки города, в результате которых от исторического Дрездена мало что осталось, и он был перестроен. Табличек на английском или, тем более, русском языках почти нигде и ни для чего не предусмотрено, всё на немецком.

drezden drezden1 drezden2

Зато сразу стали понятны многие аспекты путешествия в Германии, например, что посещение туалета в «Макдональдсе» стоит 50 центов (да-да, туалет в «Макдональдс» оборудован турникетом), а также что припарковать авто на немецких улицах бесплатно не получится. За подземный паркинг на 2 часа мы заплатили больше 3 евро (в районе 230 рублей по курсу).

Путь на Берлин

Это, конечно, не путь дедов в 1945 году, и это «на Берлин» совсем иного толка. Всё, что от нас требовалось, преодолеть 191 километр по практически идеальным немецким дорогам с лёгким напоминанием о наследии бетонных автобанов.

Именно на этом участке начались обильно «растущие» то тут, то там знаменитые европейские ветряки. Такое количество энергии ветра необходимо Европе ввиду того, что на всей территории ЕС запрещены атомные электростанции. Множество гор, окружающих равнинную местность, позволяют европейцам использовать ветер для получения электроэнергии. Сложно сказать, насколько дискомфортно жить поблизости от огромных ветряков, но их нельзя назвать шумными – лопасти вращаются неспешно, даже большая гряда из десятков ветряков не создаёт шума.

vetryak

За все двести километров на трассе встретилась лишь одна пробка, которая выстроилась не встречных полосах и была вызвана дорожным ремонтом. В рождественские дни европейцы довольно активно путешествуют, однако пропускная способность трасс выдерживает всё. Тем более, что в Германии нам не удалось встретить классической российской трассы по одной полосе в каждую сторону – минимум четыре полосы для движения в каждом направлении.

Зимний восточный Берлин оказался неприветливым городом, и, что ещё примечательнее, здесь трудно найти традиционную немецкую кухню. За сутки в этом городе не удалось посетить ни одного ресторана, ничего не приглянулось, выручил обед в «Макдональдсе» и пиво «Berliner» из супермаркета. Да, всё магазинное пиво здесь отменное и стоит меньше евро.

В Берлине мы передвигались без автомобиля, так как не хотели заправляться по немецким ценам. Проезд в трамвае обошёлся в 2.80 с человека (порядка 135 рублей по курсу декабря 2017 года), однако система покупки билета строится на доверии. Если у вас его нет, об этом может узнать лишь контролёр, который встречается редко, и может лишь пригрозить полицией, если вы сошлётесь на отсутствие документов. Однако наша редакция советует за рубежом вести себя прилично и всё же оплачивать проезд. Мы не учим плохому.

berlin
Типичные берлинские панельки, напоминающие о Москве

Визит в столицу Германии завершился посещением музея истории этой страны и поездкой на автомобиле в западную часть города. Восточный Берлин и Западный Берлин – буквально два разных места, совершенно разная архитектура, западный Берлин не «отдаёт» советским наследием в виде многочисленных панельных домов, здесь немецкая архитектура и радуется глаз. Впрочем, зимняя пасмурная погода делает своё дело, и радости от видов западного Берлина тоже испытать сложно.

Обратный путь и итоги

Выезжая из Берлина мы отметили, что на дорогу в одну сторону истратили ровно половину бака. Бак в Skoda Fabia Combi вмещает 45 литров и ещё 7 литров резерва – так говорится в документации, которую мы нашли в бардачке автомобиля.

Дорога в Прагу была не столь тернистой и для нас, и для автомобиля сразу по ряду причин. Во-первых, не было остановки в Дрездене, и не было часового кружения по центру города в поисках парковки. Во-вторых, не было смены водителя, и если в ту сторону мы ехали в четыре руки, то в обратную без остановок стрелой летел один водитель, и машина не переживала смены стиля езды или переключения передач.

doroga2

Дорогая заняла около трёх часов, и уже на подъезде к Праге машина стала настойчиво просить заправиться. На оставшемся топливе Skoda Fabia Combi обещала проехать ещё 50 километров, но мы для проформы заправились на 400 крон, тем самым наполнив бак до половины.

К слову, заправка в Европе также происходит иначе – вы вставляете пистолет, нажимаете рукоять и бензин льётся, счётчик бежит. Отпускаете рукоять тогда, когда решили, что залили сколько вам нужно, и идёте оплачивать.

Утром следующего дня, когда мы ехали сдавать автомобиль, у нас была ещё одна заправка, и она оказалась удивительной в следующем плане – с почти нулевой отметки до половины бака мы заправились за 400 крон, а с отметки в половину до полного мы заправились на 942 кроны. Как это так? Мы сами не знаем, единственное пояснение – те самые резервные 7 литров, но они не стоят 500 крон, так что логичного пояснения здесь не будет.

Подводя итоги начнем с того, что скучать по качественной, приятной во всех отношениях и уютной Fabia Combi мы начали, едва с ней расставшись. Но говорить об эмоциях будет неправильно в ситуации, когда можно (и следует) поговорить о цифрах и детально разобраться, что такое путешествие на автомобиле по Европе, что такое прокат машины в Европе и как это делать правильно. Наглядно и в цифрах.

  • Общий путь составил более 700 километров (698 по маршруту Прага-Берлин-Прага, и ещё километров 10+ на разные круги, отклонения и плутания)
  • Платных дорог не было, траты были только на бензин и составили 1342 кроны, что примерно равно 3355 рублей
  • Сама аренда машины на двое суток с дополнительным водителем обошлась в 10 500 рублей, по курсу в 70 рублей за один евро.
  • Несмотря на то, что наша поездка вышла во всех отношениях благополучной, советуем брать расширенную страховку. Мало ли что.
  • Платить за дополнительного водителя или нет – на ваш страх и риск, но если вы не отдадите деньги за право порулить вместе с основным водителем… скорее всего, о том, что вы садились за руль, будете знать только вы
  • Полиции на дорогах нет. Есть камеры
  • Ограничение в городе – 50 километров в час, на трассе – 80 или 130 в зависимости от знаков. Касается буквально всей Европы.

Один из ключевых советов, который хотелось бы дать напоследок: ищите местные небольшие фирмы проката авто. Да, у них уже ассортимент транспорта, зато существенно ниже цены и нет доплат за каждое движение. Но и с ними будьте осторожны, с крупного агрегатора и международной компании хотя бы спросить можно, а с местечкового офиса на окраине Праги уже навряд ли. Словом, действуйте на свой страх и риск, путешествуйте, но не забывайте об осторожности.

Остальные тест-драйвы на «Лучшее о моторах» вы можете почитать здесь.

Фотографии:

1 2 3 4 5 6 7 8 9