Умирание завода ЗИЛ попало в объектив камеры

zil7

Джентрификация одно за другим поглощает предприятия, которые некогда были гордостью колоссальной машины под названием Советская промышленность. Завод имени Лихачева боролся до последнего, но и его судьба предрешена. Как это выглядит сегодня — в репортаже Константина Кокошкина.

zil1

ЗИЛ — это не только мощные грузовики, которые возили тысячи тонн металла, древесины и других достижений мозолистых рук советского рабочего. У тех, кто видел парады, ЗИЛ ассоциируется ещё и с лимузинами, на которых ездили генеральные секретари, высокопоставленные члены партии и другие вип-персоны Союза.

zil2

Когда-то на заводе трудились больше 80 тысяч работников. Ныне здесь новое городское пространство — парк, спроектированный западными дизайнерами, красивое озеро и, по стандарту, жилой комплекс. Сложно сказать, почему молодежь полюбила селиться в местах, недавно бывших сердцем промышленности, но если платят — значит, хочется.

zil3

Как последний оплот борьбы за былое величие — величие без преувеличений, посреди этого урбанистического великолепия все ещё существует цех. Один цех ЗИЛ. И не просто цех — а в своё время страшно засекреченный сборочный цех номер 6, который занимался не абы чем, а сборкой тех самых знаменитых лимузинов, которые вполне соответствовали своему времени, если не опережали его в чем-то.

zil4

В мире победившего консьюмеризма нет места такому перестарку, как лимузин ЗИЛ, и, увы, цех номер шесть вскоре будет уничтожен. Его снесут, а на его месте смогут воздвигнуть ещё одну очередь жилого комплекса. Но знали ли вы, что все эти годы он продолжал работать, и там трудились люди, многие из которых работали ещё на ЗИЛе?

zil5

Цех, некогда засекреченный даже для большинства работников завода, занимается тем же самым, чем и ранее. Собирает и обслуживает те самые лимузины, которые по сей день существуют небольшим тиражом — несколько сотен автомобилей — в руках частных коллекционеров.

Как вышло, что завод сгинул, а цех уцелел?

Его спасла группа людей, которые выступили за сохранение «российской автомобильной истории», назвав себя её энтузиастами. Убыточный завод был выкуплен, несколько десятков рабочих мест — сохранено, а оборудование не уехало со всем остальным заводом на лом. «Механосборочный цех №6» стал частным предприятием, и успешно вёл работу с коллекционерами и работал с имеющимся заделом при выпуске новых машин.

zil6 zil8

Теперь же советскому достоянию отведено лишь несколько месяцев — землёй и зданием по-прежнему владеет завод, и в интересах уже несуществующего предприятия реализовать актив какому-нибудь девелоперу под новый ЖК, офисный комплекс или другой атрибут городского пространства.

Так уходит эпоха, где всё ещё вытачивают детали вручную под бдительным взором Владимира Ильича Ленина.

lenin