БТР для депутата — история отечественного автомобиля «Уран»

uran

Про собранный из бронетранспортера внедорожник «Уран» конструкции петербургского инженера стало известно совсем недавно. Когда Геннадий Хаинова — родитель идеи — скончался, материалы создания «Урана» были обнародованы и вышли в свет.

Предыстория простая и банальная — в 80-х годах на пару с Дмитрием Парфеновым Хаинов спроектировал «Лауру» — по сути, самодельный спортивный автомобиль. Однако концепт пришёлся по душе Михаилу Горбачеву и его супруге. Так Хаинов с Парфеновым получили место в филиале НАМИ. Пока не ушла советская эпоха, пара конструкторов успела поработать над целым рядом концептов: это и ЛуАЗ Proto, и футуристичная модель «Охта», которую показали в Женеве и которая, однако, так и не увидела конвейер.

oxta

Очевидно, НАМИ давали чуть ли не полный карт-бланш на разработку концептов — иначе бы в середине 90-х у дуэта конструкторов не возникло бы абсурдной, на первый взгляд, и весьма недешевой идеи создать люксовый внедорожник на базе советского бронетранспортера БТР-60.

Для создания концепта первым делом был выкуплен дизельный силовой агрегат от боевой машины пехоты. Мотор бронированной машины объёмом 16 литров выдавал 300 лошадиных сил, полуоси приводов — уже от БТР-60. Как ни странно, автомобиль обзавёлся инвестором из числа частных лиц, который дал средства на разработку. Стальной профиль применен в создании рамы и лонжеронов, авто получил переднемоторную компоновку, коробка передач и раздатка встали от ЗИЛ-131.

Колёсные редукторы расположили на всех четырех колесах, таким образом, получив независимость подвески. На «Уран» установили пневмоподушки от автобуса. Какой расход солярки имел «Уран» доподлинно неизвестно, но топливные баки объёмами не уступали установленным на военную техник — два бака по 120 литров. «Уран» получил три ряда сидений, аккумуляторы поместили под второй ряд.

Как упоминалось, внедорожник задумывался как люксовый — для начала «нулевых» он мог поразить роскошью, салон превосходил по материалам и организации даже Lamborghini LM002, известную в те годы.

Салон внедорожника "Уран"
Салон внедорожника «Уран»

Хаинов и Парфёнов разрабатывали «Уран» довольно долго — с девяностых по 2004 год, в это время «Уран» встретил первые проблемы — частное лицо, финансировавшее проект, избрали в парламент, и при депутатском мандате щеголять таким авто было не сподручно.

Машина долгое время была невостребована, но через 11 лет все же попала к заказчику. Но по прошествии долгих лет поставить внедорожник-броневик на учёт не удалось — изменились правила, и на дороги общего пользования дорога была закрыта. Хаинов предпринял попытку выкупить авто обратно, но экс-депутат «зарядил» цену в сотни тысяч долларов, и так «Уран» и остался ржаветь в Подмосковье.

uran3